Мы в соцсетях:

Официальная страница в ВК

Студенческий совет

Спортивный клуб

Студенческое научное общество

Меню сайта
Телефоны доверия
8-800-200-01-22 психологическая помощь студентам

23-01-00 по контролю за оборотом наркотиков
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
СНО
Про техникум

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Формирование профессиональной культуры учащихсяв процессе самостоятельной работы на уроках производственного обучения

           На протяжении многих лет человека обучали  самостоятельно думать, быть предпринимателем и хозяином. Задача учебных заведений сегодняшнего дня – научить мыслить, работать и жить по-новому.

           Все это требует безотлагательного решения задач подготовки кадров с учетом совершенствования техники, технологии организации производства, а также формирование профессиональной культуры учащихся в процессе самостоятельной работы.

           Работать профессионально – значит настолько овладеть своим  делом, что оно будет «идти как само собой», «играючи» и человек будет себя чувствовать творцом.

           Формирование будущего рабочего высокой квалификации, и его профессиональной культуры начинается на уроках производственного обучения в мастерских училища.

           Существует прямая зависимость между сформированностью эстетической и профессиональной культурой личности рабочего и его творческой устремленностью, новаторской деятельностью, ростом качества его труда. Чем богаче культурный фонд, его личности, тем с большим интересом он включается в решение  творческих задач, тем активнее он превращается в мастера своего дела.

           Процесс формирования профессиональной культуры в образовательных учреждениях, будучи организованный планомерно, целенаправленно и компетентно, становится важным фактором реализации единой системы непрерывного обучения, сближение и последующего слияния общеобразовательной и профессиональной школы.

          Цель деятельности системы профессионально-технического образования никогда не сводилась лишь к передаче узкого специального опыта.

          Задача воспитания всесторонне и гармонически развитой личности, изменяющей характер труда в сторону его интеллектуализации, ставят по-новому вопрос о содержании учебно-воспитательного процесса. Он должен быть поднят на такую высоту, чтобы для будущих специалистов выбранное ими дело приносило бы профессиональное удовлетворение, чтобы труд для них стал потребностью, наслаждением. Поэтому  во время обучения особое внимание необходимо уделять и вопросам раскрытия красоты процесса труда, то есть всему тому, в чем проявляется единство эстетической и профессиональной культуры.

            Работу по формированию профессиональной культуры я начинаю с создания такой установки на систему эстетической ценности, при которой возникает необходимое желание действовать по законам красоты на своем рабочем месте. Труд для человека должен быть привлекательным, иначе он теряет свой смысл как средство его совершенствования.

           Важным элементом системы формирования профессиональной культуры является производственная среда, в которую включается внешнее и внутреннее оформление производственных помещений, организация рабочего места мастера и учащихся, средства наглядной агитации, модели будущего изделия, и, конечно же, гармоническое межличностное отношение с другими участниками трудового коллектива.

            Все это оказывает огромное воздействие на человека. Удачное, гармоничное сочетание вызывают удовлетворение, бодрость, а однообразие и дисгармония цвета утомляют и раздражают. Поэтому я стараюсь, чтобы обстановка в мастерской вызывала у учащихся интерес к делу чувства гордости за выбранную профессию, желание трудиться. В этом отношении свою мастерскую я могу охарактеризовать, как может быть немного тесноватую, но удобную и оснащенную. Особое внимание уделяю тому, чтобы все инструменты, все орудия труда находились в удобных местах, так сказать «под рукой». А все мои учащиеся одеты в удобную и красивую производственную одежду.

             Чтобы получить хорошие результаты в обучении учащихся и формировании у них профессиональной культуры, необходимо привить им любовь к профессии.

             А это возможно лишь тогда, когда мастер производственного обучения сама владеет ими в совершенстве.

             Поэтому ежедневно на вводном инструктаже я сама сажусь за рабочее место и демонстрирую трудовые приемы, в замедленном рабочем темпе. В глазах девушек удивление, восхищение. Неужели они так сумеют? И вот, позади подготовительный период, настало время выполнения комплексных работ – пошив швейных изделий.

             Приступая к изготовлению комплексных работ, знакомлю учащихся  с описанием внешнего вида модели, технологией обработки ткани, нормой времени, технологическими условиями на выполнение. Заостряю внимание учащихся на новых методах обработки, требованиях, предъявляемых качеству современной одежды, в том числе и эстетических, демонстрирую эталон готового изделия.

             Профессиональную культуру формирую постепенно в зависимости от уровня подготовки учащихся и сложности учебно-производственных работ.

             Каждая комплексная работа должна быть посильной, соответствовать уже приобретенным знаниям, умениям и навыкам, и в то же время, чтобы ее выполнение потребовало от учащихся определенного напряжения сил, обеспечивало постоянное совершенствование профессионального мастерства и способствовало решению воспитательных задач в процессе производственного обучения.

             На первом году обучения практикую проведение вводного инструктажа расчлененным методом. Дозировка учебного материала рассчитана на два или три этапа, в зависимости от сложности выполнения практического задания. Такой метод проведения урока позволяет учащимся запомнить последовательность обработки деталей и узлов изделия, а мастеру производственного обучения в свою очередь спланировать индивидуальную работу с учащимися, продумать методику формирования само-  и взаимоконтроля, исключить дефекты пошива.

              Первое изготовленное изделие обязательно сравнивают с эталоном, обращая внимание не только на технологию обработки изделия,  но и на его товарный  вид: качество влажно-тепловой обработки, соответствие отделки, фурнитуры, посадки изделия на фигуре, что естественно оказывает влияние на развитие интеллектуального уровня и росту профессиональной культуры учащихся.

               Для второго уровня обучения учащихся сложность выполнения практического задания возрастает. Задача мастера производственного обучения – опираясь на ранее полученные знания, умения и навыки на уроках производственного обучения и специальных дисциплин, научить учащихся умению, путем активного поиска, самостоятельно добывать знания, сравнивать, анализировать результаты своего труда.

               Наблюдение свидетельствует, что чем лучше учащиеся овладеют навыками самостоятельной работы, тем быстрее формируют у себя такие важные качества как: настойчивость, достижения цели, аккуратность, привычку завершить начатую работу до конца, а главное – с хорошим качеством.

                Третий уровень обучения предусматривает овладение учащимися высоким профессиональным мастерством, способность быстро адаптироваться при изменении техники, технологии, организации и условий труда.

                Переход училища на изготовление швейных изделий по индивидуальным заказам поставил перед педагогическим коллективом другую очень важную проблему – воспитать у учащихся профессиональную культуру общения с заказчиком.

               К разрешению этой проблемы  привлечены преподаватели предметов специального и профессионального цикла. Введение в учебный план предмета «деловая культура» позволили вооружить учащихся теоретическими знаниями работы с заказчиком. Задача же мастера производственного обучения научить учащихся использовать знания профессиональной культуры непосредственно в практической деятельности.

              На уроках производственного обучения я преследую и еще одну цель – пытаюсь добиться от своих учеников наблюдательности. Ведь восприятие эстетического требует не только развитой чувствительности, но высокой культуры наблюдения. Наблюдение требует специального руководства с моей стороны.

             Именно я должна нацеливать внимание учащихся на такие особенности и стороны объектов, которые сами учащиеся могут и не заметить. Систематические упражнения приводят постепенно к развитию наблюдательности, то есть способности выделять и замечать в моей работе какие-то мало заметные, но существенные особенности, так называемые «секреты профессионального мастерства».

             Серьезную роль в формировании профессиональной культуры учащихся имеет личность, его духовные и профессиональные качества, его личный пример и даже внешний вид мастера производственного обучения.  Только  личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.

             Дисциплинирует и активизирует учащихся общественные поручения. И я добиваюсь, чтобы их имели все. Лучше это делать на общем групповом или профсоюзном собрании. Выполнение заданий строго контролирует через актив группы, на групповых собраниях. Своевременное выполнение учащимися поручений их дисциплинирует, приучает к ответственности, воспитывает общественную активность. А также значительно облегчает работу мастера, остается больше времени на совершенствование учебного процесса.

               Возникновение чувства радости и удовлетворение в процессе трудовой деятельности происходит не только вследствие успешности личного труда, но и зависит от характера связи человека через труд с другими людьми. Поэтому одна из задач, которые я должна решать во время обучения является формирование эстетических, культурных взаимоотношений в производственном коллективе.

              Прежде всего – это, конечно же, отношение между мной и учащимися. Не легко добиться прочного авторитета и взаимопонимания. Я считаю, что возрождение человека начинается с самоуважения, и значит, первое, что необходимо – пробудить это чувство у учащихся. Для этого им необходимо видеть рядом с собой человека, который их уважает, который сделает для них все. Можно привести множество примеров, когда чуткое, материнское отношение к девушке буквально меняло их характер. Вот, например: появилась у нас девушка Оля, замкнутая, ни с кем не дружила, была склонна  нарушать дисциплину. К учебе интереса не проявляла. На мои замечания отвечала резко. Мне стало известно, что она пыталась  поступить на историко-филологический факультет университета,  но не прошла по конкурсу. Подруги говорили, что она сочиняет стихи, печаталась в школьной газете. Посоветовалась с профоргом и старостой, и ее выбрали в редколлегию стенной газеты. Представьте, случилось неожиданное – преобразилась наша газета. Интересной и содержательной она стала. Потом в училище объявили конкурс на лучшее сочинение, посвященное жизни и творчеству М. Сеспеля. Самым лучшим единодушно было признано сочинение молчаливой девушки. Дала ей ответственное  самостоятельное задание -  изготовить эталон изделия мужских брюк, она прекрасно справилась и с этой задачей. Так постепенно растаяло недоверие к мастеру, группе. На лице девочки стала появляться улыбка.

            Путь становления человека строго индивидуален, но в этом процессе всегда бывает  и  общее – требуется заинтересовать воспитанника жизнью группы, сделать его активным участником в решении стоящих перед коллективом задач.

             Хотелось бы, чтобы каждая девушка, окончившая наше училище,  была художником своего дела, чтобы в наших выпускниках постоянно жило ощущение творчества, то есть  неуспокоенности, неудовлетворенности достигнутым, желание сделать больше, лучшее, быстрее.  Чтобы было стремление пойти дальше, посмотреть на свой труд с точки зрения интересов всего общества.

               Молодость – это энтузиазм, живость ума, огонь сердец, неуемная энергия. Когда эти замечательные качества проявляются в труде на благо общества и соединяются с высокой культурой молодого человека, они делают его жизнь по настоящему осмысленной, радостной и счастливой.
Органы власти

Поиск
Наши реквизиты
СХиАТ:429900, г. Цивильск, ул. П. Иванова, д. 9
ШПиС: 429900, г. Цивильск, ул. Юбилейная, 2/1
ОСП–ОТП:429500,пгт. Кугеси, ул. Первомайская, д.20
Тел.: 8(83545)2-29-79 (приемная);
8(83545)2-15-20 (отделение заочного обучения);
8(83545)2-13-62 (бухгалтерия);
8(83545)21-0-40 (отделение СХиАТ);
8(83545)21-5-21 (отделение ШПиС);
8(83540)21-5-94 (отделение ОСП–ОТП);
e-mail: catt21@list.ru

При нахождении ошибок на странице, просьба сообщить по адресу: catt-inform@mail.ru