Мы в соцсетях:

Официальная страница в ВК

Студенческий совет

Спортивный клуб

Студенческое научное общество

Меню сайта
Телефоны доверия
8-800-200-01-22 психологическая помощь студентам

23-01-00 по контролю за оборотом наркотиков
Календарь
«  Июль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
СНО
Про техникум

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

«Разработка контрольно-оценочных средств по дисциплине «Информатика» в рамках внедрения ФГОС нового поколения»

   Какие бы нововведения, реформы, эксперименты не переживало образование, какие бы задачи ни ставились перед педагогом как в общем смысле его деятельности, так и содержанием той конкретной дисциплины, которую он преподает, и системы по которой он работает, проверка и оценка знаний, умений и навыков обучающихся, были, есть и будут одним из важных компонентов его профессиональной деятельности. Что бы не менялось в современных подходах как к образованию вообще, так и в конкретной области знаний, учебный процесс невозможно представить иначе как взаимосвязь трех частей:
      o предъявление нового материала;
      o тренинг;
      o контроль знаний, умений и навыков.

   Казалось бы, в чем проблема? Контрольно-оценочная деятельность основной компонент деятельности педагога, причем компонент традиционный (используемая нами балльная система оценки ученической работы зародилась в немецких схоластических школах), ему обучают при получении специальности - преподаватель. Но, тем не менее, эта проблема является на сегодняшний день актуальной для всех преподавателей, в том числе и преподавателей информатики, что связано в первую очередь с переходом на новые ФГОС.
  
   А касательно информатики ещё и следующими аспектами:
  1. в содержании образовательной отрасли "информатика" выделяются четыре основных компонента: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика. И если для первых двух компонентов можно использовать существующие методики контроля и оценки (преимущественно тесты и контрольные работы, благо в последнее время, появилось достаточное количество разработок по этим блокам), то как с помощью теста или другого вида контролирующей работы можно оценить сформированности практического использования компьютера в любой деятельности учащихся и ее социальную направленность?
  2. хотим мы или нет, но новые стандарты через несколько дней заработают, и нам уже приходится участвовать в мероприятиях по их реализации. А ведь в концепции обновления содержания российского образования обозначены совершенно новые подходы к качеству подготовки учащихся. Некоторые из них существенно влияют на рассматриваемую проблему, это - компетентностный подход к формированию умений и знаний.
  3. с модернизацией связано и изменение целей обучения информатике: "Уровень развития ребенка прямо пропорционально зависит от поставленной преподавателями образовательной цели: научили ли мы его системно и логически мыслить при постановке любой проблемы, может ли он самостоятельно принимать решение, имеет ли он необходимый кругозор в данной предметной области, владеет ли он необходимым инструментарием и понимает ли, как и когда его применять. Можно перечислять еще множество различных аспектов цели, но важно одно - требуется сформировать определенный уровень профессиональной культуры в данной области знаний, а не идти по схеме шаблона "делай как мы", очень распространенной или передаче знаний из областей точных наук". Введение новых образовательных стандартов 3 поколения соответственно влечет за собой изменения всех составляющих учебного процесса, в том числе и контрольно-оценочной.
  4. и, наконец, если говорить о формировании профессиональной компетентности как педагога, то одним из ее компонентов, который выделяется "вне зависимости от типа полученной подготовки и места работы"  - это "способность к педагогической рефлексии процесса и результатов педагогической деятельности". Т.е. используемые методы контроля и оценки должны служить составными частями общего педагогического мониторинга педагога.
   На сегодняшний день существует множество форм контроля за качеством обучения и усвоения материала. Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний обучающихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизиро¬ванной обработки результата с заранее заданными параметрами качества. При всех ограничениях и недостатках тестовая технология является быстрым и надежным способом проверки уровня и степени подготовки учащихся путем решения несложных заданий, выбора варианта ответа или добавления слов, формул, терминов и пр. Главное - тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания — рейтинговая и (или) отметочная по организации — автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.

   Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностный качеств учителя-методиста. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на проверку знаний. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.


   Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки аналитико-синтетических навыков обучающихся.


   Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с вариантами выбора, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе обучающегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.


   Предлагаемая система контроля в тестовой форме содержит три группы заданий.

  
   Группа 1.
 Тесты с альтернативными ответами направлены на проверку знаний ключевых понятий информатики:
  • тест с альтернативными ответами имеет модульную структуру, вопросы тестов структурированы по разделам (содержательным линиям), определенным базовым минимумом содержания образования по информатике;
  • обучающемуся предлагается проанализировать утверждение, которое может быть истинным или ложным и требует ответа "да” (1) или "нет” (0);
  • вопросы каждого раздела курса распределены на две группы: основная и дополнительная;
  • в первой группе (основной) собраны ключевые понятия, являющиеся главными (определяющими) в базовом курсе информатики;
  • а вторая группа (дополнительная) содержит утверждения, которые уточняют, дополняют основные понятия информатики, либо дублируют их, однако сформулированы вопросы в другом контексте;
   Группа 2. Содержит тестовые задания, предназначенные для оценки глубины усвоения материала:
  • задания рассчитаны на проверку понимания материала;
  • при выполнении задания учащийся должен уметь анализировать, рассуждать раскрывать смысл терминов, понятий и пр.
   Группа 3. В этой категории содержится набор небольших по объему практических заданий, при выполнении которым учащийся должен продемонстрировать практическое применение технологий.
   Практическое задание в тестовой форме отличается от любого другого практического задания:
  • учащемуся предлагается шаблон-заготовка;
  • пункты задания строго прописаны;
  • заранее определены критерии оценки, обучающиеся ознакомлены с ними;
  • результат выполнения оценивается при сравнении с контрольным образцом.
   В связи с этим целью ближайшей работы будет:
   На основе теории контрольно-оценочной деятельности и опыта работы разработать систему контрольно-оценочных средств, заданий, форм организации занятия, направленных на развитие контрольно – оценочных действий обучающихся. В частности, самоконтроля, самооценки, взаимного контроля.

Органы власти

Поиск
Наши реквизиты
СХиАТ:429900, г. Цивильск, ул. П. Иванова, д. 9
ШПиС: 429900, г. Цивильск, ул. Юбилейная, 2/1
ОСП–ОТП:429500,пгт. Кугеси, ул. Первомайская, д.20
Тел.: 8(83545)2-29-79 (приемная);
8(83545)2-15-20 (отделение заочного обучения);
8(83545)2-13-62 (бухгалтерия);
8(83545)21-0-40 (отделение СХиАТ);
8(83545)21-5-21 (отделение ШПиС);
8(83540)21-5-94 (отделение ОСП–ОТП);
e-mail: catt21@list.ru

При нахождении ошибок на странице, просьба сообщить по адресу: catt-inform@mail.ru